Цель: создание условий, способствующих формированию навыков здорового образа жизни и здорового поведения, разработка комплексного подхода к сохранению здоровья обучающихся.
Задачи:
- использовать здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе;
- привлекать к проведению мероприятий по сохранению и укреплению здоровья иных заинтересованных организаций и специалистов;
- формировать у школьников убеждения в необходимости бережного отношения к своему здоровью, мотивации на здоровый образ жизни;
- воспитывать у родителей и детей интерес к совместному проведению досуга, направленному на приобщение к ведению здорового образа жизни.
Сроки реализации проекта:
2023 – 2024 уч. год
Участники проекта:
- педагоги;
- обучающиеся;
- родители;
- социальные партнеры.
Актуальность проекта
Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в настоящее время остается актуальной и требует поиска новых подходов к решению.
Коллектив учреждения образования рассматривает здоровье как цель, содержание и результат педагогического процесса, как условие, фактор и критерий успешности взаимодействия педагогов и учащихся в образовательной деятельности. Наше учреждение образования на протяжении многих лет считает вопрос по сохранению и укреплению здоровья школьников одним из приоритетных направлений.
Здоровый образ жизни - это отражающая совокупность индивидуальных разумных способов организации жизнедеятельности, которые удовлетворяют естественные, материальные, духовно- нравственные и социальные потребности человека, реализуют его ценностное отношение к своему здоровью и оздоравливают социокультурные условия жизни человека. То есть, здоровый образ жизни - это есть индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, реализующаяся на основе ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учетом индивидуальных особенностей жизнедеятельности.
Проект «Школа – территория здоровья», подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей, станет важным звеном в образовательном процессе учреждения образования, будет способствовать здравоохранительному движению, усилит роль здорового образа жизни в детской и подростковой среде.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Первый этап: Подготовительный (август 2023)
- Создание инициативной группы, распределение обязанностей среди участников.
- Подготовка программно-методического обеспечения.
- Ознакомление родителей и учащихся с проектом «Школа – территория здоровья»
- Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава.
- Организация взаимодействия с социальными партнерами города для реализации проекта «Школа – территория здоровья»
Второй этап: Практический (2023/2024 уч.год).
- Проведение спортивно – оздоровительных, воспитательных мероприятий;
- посещение учебных и факультативных занятий;
- создание методической копилки опыта;
- мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в учреждении;
- контроль за организацией образовательного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни;
- подготовка необходимых документов для успешной реализации проекта ( разработка памяток для учащихся, родителей, педагогов).
Третий этап: Заключительный: Обобщение и оценка результатов деятельности (2024 г.).
- Анкетирование обучающихся на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта.
- Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у обучающихся учреждения на здоровый образ жизни.
- Обсуждение итогов реализации проекта «Школа – территория здоровья» в коллективе педагогов, родителей, учащихся.
- Публикации, распространение опыта.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Повышение мотивации к здоровому образу жизни через творческое и интеллектуальное самовыражение обучающихся;
- проведение совместных акций и мероприятий по пропаганде здорового образа жизни с партнерскими учреждениями и организациями.
- развитие социально-коммуникативных навыков, таких как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения, формирование установки на развитие личностных качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности в современном обществе;
- повышение уровня информированности учащихся по вопросам здоровье сбережения;
- обучающиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
- выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
Медицинское направление:
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1. |
Анализ основных характеристик состояния здоровья детей в учреждении образования (формирование групп здоровья по показателям) |
Ежегодно |
Медицинский работник |
2. |
Обеспечение и организация профилактических прививок |
Ежегодно |
Медицинский работник |
3. |
Оформление листа здоровья в классном журнале |
Ежегодно |
Классный руководитель |
4. |
Анализ случаев травматизма в учреждении образования |
Ежегодно |
Медицинский работник |
5. |
Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни |
Ежемесячно |
педагог социальный |
6. |
Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок |
Ежегодно |
Зам. директора по учебной работе |
7. |
Контроль качества питания |
Ежемесячно |
Медицинский работник |
8. |
Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям (проветривание, отопление, освещение, уборка)
|
Ежегодно |
Медицинский работник, зам. дир. по ХЧ кл. руководители |
Диагностическое направление:
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1. |
Режим дня, бытовые условия |
Ежегодно |
Классные руководители |
2. |
Внеурочная занятость дополнительным образованием |
Ежегодно |
ЗДВР, классные руководители |
Просветительское направление:
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1. |
Организация просветительской работы с учащимися (лекции, классные часы, познавательные игры, конкурсы, и др.) |
Ежегодно |
ЗДВР Кл. руководители |
2. |
Совместная работа с учреждениями здравоохранения , органами внутренних дел по профилактике курения, наркомании, алкоголизма |
Ежегодно |
ЗДВР |
Психолого-педагогическое направление:
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1. |
Отслеживание работоспособности, тревожности и др. психических показателей |
Ежегодно |
Педагог - психолог |
2. |
Выявление профессиональных интересов учащихся и способностей с целью профессионального самоопределения |
Ежегодно |
Педагог - психолог |
3. |
Использование здоровье сберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности |
Ежегодно |
Педагог - психолог |
Спортивно-оздоровительное направление:
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1. |
Организация спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу |
Ежегодно |
Учителя физической культуры и спорта |
2. |
Привлечение учащихся, родителей, социальных партнеров учреждения к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы |
Ежегодно |
ЗДВР |
3. |
Привлечение объединений по интересам к формированию здорового образа жизни |
Ежегодно |
ЗДВР |
РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ
- Приведение аргументов учащимся ежедневно соблюдать режим труда и отдыха школьника (приглашение спортсменов, тренеров, медицинских работников).
- Проведение подвижных игр во время учебного дня.
- Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
- Контроль над сменой видов деятельности школьников в течении дня, чему способствует удобное расписание уроков.
- Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание учебных кабинетов на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
- Обеспечение 100% учащихся горячим питанием в столовой.
- Контроль условий теплового режима и освещенности классных помещений.
- Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в объединениях по интересам, секциях, действующих в учреждении и вне его.
- Обучение детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учетом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
- Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.