Современный урок

Урок – это зеркало общей

и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции.

В.А. Сухомлинский

 

     Урок - главная составная часть учебного процесса. Учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков, учащийся посещает более 10 тысяч уроков.  Все самое важное для учащегося совершается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

     Как же построить урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?

    Материалы, представленные в «Методическом вестнике», могут помочь учителю в подготовке такого урока.


Требования к современному уроку

Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:

     1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания;
     2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению;
     3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования;
     4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению;
     5. Организация урока динамична и вариативна;
     6. На уроке используются современные педагогические технологии.

Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития.

Требования к уроку:

1.Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.

2. Продумывание и решение в единстве задач образования (формирование знаний, специальных и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию); воспитания (формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к самовоспитанию и психического развития); развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы школьников; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.

3. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

4. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников; широкое использование межпредметных связей с целью формирования целостной научной картины мира и в интересах экономии времени.

5. Обеспечение практической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.

6. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы учащихся, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов, оказание предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно и глубоко донести до школьников содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся.

7. Сочетание коллективных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.

8. Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой.

9. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их прилежания.

10. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.

11. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.

12. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращается.

13. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.

14. Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов образования, воспитания, развития учащихся, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков. 

Дидактические требования к современному уроку

развернуть
  • Четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • Реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • Создание условий успешного учения учащихся.
свернуть

Психологические требования к уроку

развернуть

Психологическая цель урока:

1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

 Стиль урока:

1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

  •  соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
  •  определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
  •  планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
  •  выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
  •  учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
  •  соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

2. Особенности самоорганизации учителя:

  •  подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
  •  рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
  •  педагогический такт (случаи проявления);
  •  психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

  •  планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
  •  использование установок в форме убеждения, внушения;
  •  планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
  •  использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

  •  определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, “открытий”, формулирования выводов);
  •  опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
  •  планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
  •  руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
  •  использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3. Закрепление результатов работы:

  •  формирование навыков путем упражнений;
  •  обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

  1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
  2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

  1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
  2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
  3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
свернуть

Гигиенические требования к уроку

развернуть
  1. Температурный режим;
  2. Физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

освещение;

  1. Предупреждение утомления и переутомления;
  2. Чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
  3. Своевременное и качественное проведение физкультминуток;
  4. Соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
  5. Соответствие классной мебели росту школьника.

Время

1-4 мин.

5-23 мин.

23-34 мин.

35-45 мин.

Усвояемость

60 %

80 %

45-60 %

6 %

 

 Кризисы внимания:

1 - на 14-18-ой минуте;  2 - через 11-14 минут;  3 - через 9-11 минут;  4 - через 8-9 минут 

Требования к технике проведения урока:

  1. Урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
  2. Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
  3. Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
  4. Доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
  5. По возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
  6. Обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
  7. Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

 

 

 

 

свернуть

Критерии эффективности современного урока

развернуть

Организация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Критерии эффективности современного урока:

  1. Обучение через открытие.
  2. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
  3. Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
  4. Развитие личности.
  5. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
  6. Демократичность, открытость
  7. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.
  8. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
  9. Педагог позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.
  10. Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или  -   выведенное самостоятельно понятие.
  11. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Три постулата современного урока:

  1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
  2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
  3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Что можно и что нельзя на уроке: нельзя не работать, нельзя посягать на другого человека. Все остальное - можно.

Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.

Организационные основания урока:

  1. Работают все, и работает каждый
  2. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого
  3. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям
  4. Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение
  5. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия

Система организационных правил на уроке:

  1. Доводить педагогические требования до своего логического конца.
  2. Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого.
  3. Раскрывать положительную программу действий и избегать негативных требований, т.е. требований не делать чего-либо.
  4. Не предъявлять детям непосильных требований.
  5. Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали.

Показатели культуры урока:

  1. Поведенческие:
  2. Культурологические нормы деятельности учителя на уроке:
  3. Правила совместного общения на уроке:
  • Предметно-вещевое обставление урока, интерьер классной комнаты.
  • Учебный материал - отражение разных сторон жизни (все, что предъявляется детям как предмет изучения, интерпретируется с позиции значимости для жизни человека).
  • Эмоциональная окрашенность урока.
  • Учитель - не обслуживающий персонал, не слуга детей, не средство обучения
  • Создание «высоких» условий обучения
  • Педагог должен иметь смелость жить на уроке, быть открытым ко всем проявлениям жизни, удивляться жизни и преклонять колена перед ее поразительными закономерностями
  • НЕ произносить резких, категоричных суждений.
  • НЕ подчеркивать интеллектуальное превосходство кого-либо.
  • НЕ пренебрегать мнением других.
  • НЕ перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях.
  • НЕ допускать фамильярности по отношению к кому-либо.
  • Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого.
  • Выражать благодарность в адрес присутствующих.
свернуть

КРИТЕРИИ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОГО УРОКА

                                   Уважаемые коллеги!

              Сегодня разработана таблица по критериям и показателям современного урока, которая очень поможет Вам перейти на новый уровень преподавания, и предлагают каждому учителю самостоятельно проанализировать по представленным критериям и показателям, как на данном этапе работаете Вы. По традиционной системе (т.е. «по - старинке»), или уже находитесь на переходном этапе (что хорошо!!!), либо Вы абсолютно «влились» в новый подход к обучению и Ваши уроки являются современными и соответствуют всем требованиям образовательного стандарта?

развернуть

№ п/п

Критерий

урок

Показатель

1

Целеполагание

традиционный

Цель и задачи ставит учитель сам

переход

Дети привлекаются к постановке целей и задач на уроке, но обобщение делает учитель

современный

Уч-ся самостоятельно выходят на цели и задачи урока

2

Признание ученика носителем субъективного опыта

традиционный

Не учитывается личный опыт уч-ся

переход

Учитель интересуется опытом уч-ся, но не учитывает его

современный

Учитывается опыт учащихся

3

Методы обучения на уроке

традиционный

Преобладает объяснение учителя

переход

Объяснение учителя +проблемный метод

современный

Частично – поисковый метод

4

Тип урока

традиционный

Комбинированный урок

переход

Использует разные типы, но чаще комбинированный

современный

Различные типы уроков (урок открытия новых знаний, урок закрепления, обобщения, систематизации, контроля и т.д.)

5

Этапы урока

традиционный

Жѐсткое использование всех этапов урока

переход

Иногда отходит от плана урока

современный

Гибкая структура урока

 

(организационный момент, целеполагание, принятие учебной задачи, актуальность знаний, применение умений и навыков, сам. работа и рефлексия)

6

Индивидуальная работа

традиционный

Вариативность на уроке отсутствует

переход

Вариативность на уроке присутствует, но достаточно редко

современный

Большая доля индивидуальной (самостоятельной) работы, вариативность практически на каждом уроке

7

Наглядность

традиционный

Фронтальная

переход

Сочетание фронтальной и индивидуальной

современный

Индивидуальная

8

Формы организации

традиционный

Фронтальная

переход

Сочетание фронтальной и групповой

современный

Преобладание групповой, парной работы

9

Рефлексия

традиционный

Отсутствует вообще

переход

Частичная

современный

Обязательный этап урока, личное отношение учащегося (по желанию)

10

Оценочная деятельность

традиционный

Учитель оценивает по конечному результату

переход

Оценивает частично ученик и учитель

современный

Преобладает самооценка и взаимооценка

11

Домашнее задание

традиционный

Одинаковое для всех

переход

Частичная вариативность

современный

Задание по выбору, вариативность, возможность выбора д/з

Проанализировав свои уроки, Вы сделаете необходимые выводы, и шаг за шагом будете стремиться к проведению современных уроков, основываясь на показатели данной таблицы. Всем УДАЧИ!

свернуть

Компетентностный подход в обучении

Компетенция (от лат.сотре1еге — соответствовать, подходить) — способность
применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта прирешении задач общего рода, также в определенной широкой области.
развернуть

Название

компетенци

Признаки сформированности

Подходы, приемы и методы обучения, способствующие формированию компетенции

Примерные качества личности, на развитие которых направлены приемы и методы

1.

ценностная

компетенция

^ способность применять знания о ценностях и нормах морали,

^ способность знать и соблюдать нормы поведения,

^ способность знать и соблюдать законы, принятые в обществе,

^ способность ориентироваться в мире духовных ценностей

искусственное создание различных ситуаций личностного развития

коллективизм, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, принципиальность^ гуманность, аккуратность, порядочность

социальная

компетенция

^ способность осуществить выбор профессии и состояться в ней,

^ способность создать семью и умение исполнять свои функции в ней, ^ способность поддерживать дружеские взаимоотношения;

^ способность играть различные социальные роли

практико­

ориентированный

подход

ответственность, предприимчивость, практичность, серьезность, надежность, мобильность

3.

компетенции

самоопределения

^ способность осуществлять целеполагание,

^ способность осуществлять рефлексию,

^ умение оценить свои возможности,

^ навыки самоконтроля, самооценки

образовательная стратегия «Активная оценка»

настойчивость, увлеченность, убежденность, терпеливость, решительность, инициативность, активность, гибкость

учебно-познавательная

компетенция

^ способность организовать свое рабочее место,

^ умение определять содержание своей учебной деятельности;

^ умение корректировать объем собственной учебной деятельности;

^ способность определять и соблюдать последовательность действий по достижению целей

самообразовательной деятельности

система обучения «Перевернутый урок»; девиз к началу урока: ТРУД - тетрадь, ручка, учебник, дневник; образовательная стратегия «Активная оценка»

любознательность,

самостоятельность,

педантичность,

организованность,

дисциплинированность

внимательность

коммуникативная компетенция

^способность выступать перед аудиторией;

^способность вести полемику, участвовать в дискуссии;

^способность быть корректным к мнению других;

^способность находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;

^умение донести свое мнение до других

^умение работать в группе

игровые методики;

образовательная стратегия «Активная оценка»; интерактивные методы обучения (мтод проектов, исследовательский метод, метод кейсов,...)

отзывчивость, чувство юмора, эмпатия, непосредственность, щедрость, общительность, терпеливость, доброжелательность, коммуникабельность, толерантность, уравновешенность, тактичность, дипломатичность

информационная компетенция

^владение навыком

аналитического чтения;

^умение составлять сложный и

тезисный планы;

^владение различными видами

изложения текста;

^умение составлять аннотации;

^умение составлять программы

эксперимента;

^способность находить

информацию, используя различные

источники

алгоритмический

подход к обучению;

многомерная

дидактическая

технология;

структурно­

динамическая модель

обучения;

«Заполни таблицу»

скрупулезность,

переключаемость,

независимость,

внимательность,

критичность,

оперативность,

лаконичность

математическая компетенция

^умение выполнять сравнение,

приемы обучения

сообразительность,

выделяя общее и существенные

«Аналогия» и

интеллектуальность,

различия объектов;

«Противопоставление»

рационализм,

^умение рассуждать по

использование

находчивость

аналогии;

базовых

 

владение навыками анализа и

математических

 

синтеза;

структур;

 

^способность осуществлять

эвристические

 

мысленный эксперимент;

приемы в обучении;

 

^способность создавать

«Реши по образцу»;

 

математическую модель ситуации

«Заполни таблицу»

 

свернуть