Анализ работы библиотеки
Документы, регламентирующие деятельность библиотеки:
- Кодекс Республики Беларусь о культуре;
- Кодекс Республики Беларусь об образовании;
- Інструкцыя па ўліку і захаванасці бібліятэчных фондаў у Рэспубліцы Беларусь;
- Положение о библиотеке учреждения образования;
- Правила пользования библиотекой учреждения образования;
- Должностная инструкция библиотекаря.
В 2023/2024 учебном году библиотека работала по плану, утвержденному директором учреждения образования.
В течение учебного года библиотека оказывала помощь в образовательном, информационном, воспитательном процессе школы. Обеспечивала учебный процесс, активно содействовала образованию, обучению, воспитанию и развитию обучающихся. Стремилась обслуживать всех потенциальных пользователей внутри школьного сообщества и удовлетворять конкретные потребности целевых групп. В течение года велось привлечение школьников к информации путем проведения различных мероприятий. Библиотека осуществляла работу совместно с педагогическим коллективом. Регулярно оказывалась помощь учащимся и педагогам в подготовке к различным мероприятиям, в проведении классных и информационных часов, школьных праздников.
Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке».
Читатели получают во временное пользование печатные издания из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях.
Учащиеся – это главная целевая группа пользователей библиотеки. Роль библиотеки заключалась в том, чтобы консультировать и обучать разным видам работы с книгой и создавать в библиотеке обстановку, которая обеспечивает необходимую поддержку.
Большое внимание уделяется индивидуальной работе с читателями.
Школьная библиотека регулярно оказывала учителям помощь в поиске необходимой информации для подготовки к урокам, а также в подборе материалов для проведения методических объединений и педагогических советов. Проводилась информационная работа с методическими объединениями библиотекарей, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий к новому учебному году, постоянно осуществлялось информирование учителей о новой учебной и методической литературе, предметных журналах путем оповещения в Viber, а также в устной форме, систематически оказывалась помощь педагогам в работе с печатными изданиями.
Библиотека регулярно принимает участие в заседаниях педагогического совета школы, в совещаниях при директоре и в методических объединениях библиотекарей на различные темы.
Своевременно проводилось информирование о сборе необходимой документации для подтверждения льгот на оплату за пользование учебниками и учебными пособиями, сборе квитанций об оплате за пользование учебниками, проводилась индивидуальная работа по подбору художественной литературы для учащихся школы.
Регулярно с обучающимися и их классными руководителями проводятся индивидуальные беседы по читательской задолженности и сохранности библиотечного фонда.
В направлении справочно-библиографической работы проведены ознакомительные экскурсии по библиотеке для 1-ых классов.
Проводился подбор литературы, сценариев, стихов в помощь проведению предметных недель и школьных мероприятий. Составлялись информационные списки литературы, рекомендованной для чтения.
В течении учебного года обновлялась информация на библиотечной странице сайта школы.
Ведется работа на основе программного комплекса «Библиограф».
В течение учебного года своевременно проводилась работа по комплектованию библиотечного фонда, обработке новых поступлений литературы.
Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей: младшего школьного возраста; среднего школьного возраста; старшего школьного возраста; учебниками и учебными пособиями, электронными пособиями для учебной и внеурочной деятельности
Фонд учебников расположен в отдельном помещении. Расстановка произведена по классам. Процент обеспеченности школьными учебниками в учебном году составил 100% благодаря доставке учебников централизованно, из фонда РУМК, также мы, библиотекари, лично доставляли учебники из других школ.
Вся поступившая в библиотеку литература своевременно регистрируется в учётных печатных и электронных формах, накладные собираются, ведутся книги суммарного учета. В начале и в конце учебного года по графику проходят выдача/сдача учебников по классам.
Активно велась работа по обеспечению сохранности фонда. Контролировался своевременный возврат в библиотеку выданной литературы, регулярно осуществлялся ремонт книг с привлечением учащихся в каникулярное время, обеспечивался требуемый режим систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда, организовывались санитарные дни (последняя пятница месяца).
Своевременно оформлялась подписка учителей на издания периодической печати с учетом современных задач учебного и воспитательного процессов. Осуществлялся контроль за своевременной доставкой изданий периодической печати.
Ведется работа по составлению электронного каталога с помощью программного комплекса «БиблиоГраф».
Большое внимание при работе с читателями обращается на организацию информационной среды в библиотеке. Информационная среда - это не только фонд библиотеки, но и еще и окружающее учащихся определенным образом организованное пространство библиотеки. Большой выбор наглядных средств, яркие надписи выставок, красочные плакаты - все это привлекает юного читателя в школьную библиотеку, создает атмосферу радости общения.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным мероприятиям. Также имеются постоянно действующие книжные выставки. Данная информация отражена в Дневнике библиотеки.
За 2023/2024 учебный год было организовано и оформлено 46 выставок и тематических полок, с которыми познакомились и посмотрели 1267 посетителей библиотеки. Формы выставок были разнообразными (выставка-призыв, выставка к юбилейным датам, выставка-новинка, выставка-настроение, выставка-викторина).
За отчетный год в библиотеке было проведено 41 мероприятие. Особой популярностью пользовались игровые формы работы. Это викторины, литературные конкурсы, игры. Все мероприятия школьной библиотеки проводились с использованием информационных технологий, что способствовало популяризации чтения и росту позитивного имиджа библиотеки среди учащихся и учителей школы.
Деятельность библиотеки осуществляется в тесном сотрудничестве со структурными подразделениями школы.
Школьная библиотека активно сотрудничают с коллегами района. Регулярно производится обмен учебниками и учебными пособиями с оформлением соответствующей документации. На заседаниях районных методических объединений осуществляется обмен опытом с коллегами района по различным направлениям деятельности школьной библиотеки.
Анализируя работу школьной библиотеки за 2023/2024 учебный год можно сделать следующий вывод: основные задачи, поставленные на учебный год, выполнены. Школьная библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки. Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, вела работу с читательским активом. Формировала у читателей навыки независимого библиотечного пользователя: обучала пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации. По-прежнему необходимо работать в направлении сохранности учебной и художественной литературы.
Задачи, над которыми стоит работать в следующем году:
- обеспечение доступности, оперативности и комфортности получения информации пользователями библиотеки;
- оказание помощи пользователям в процессе образования, самообразования, формирования личности, развитии творческих способностей и воображения;
- формирование информационной культуры и культуры чтения пользователей;
- осуществление всестороннего раскрытия фонда библиотеки с использованием различных форм индивидуальной и массовой работы;
- изучение опыта работы других библиотек с целью внедрения в практику работы библиотеки наиболее интересных форм библиотечных услуг.