Анализ работы школьной библиотеки за 2023/2024 учебный год

Анализ работы библиотеки

   Документы, регламентирующие деятельность библиотеки:

-  Кодекс Республики Беларусь о культуре;

-  Кодекс Республики Беларусь об образовании;

-  Інструкцыя па ўліку і захаванасці бібліятэчных фондаў у Рэспубліцы Беларусь;

-  Положение о библиотеке учреждения образования;

-  Правила пользования библиотекой учреждения образования;

-  Должностная инструкция библиотекаря.

   В 2023/2024 учебном году библиотека работала по плану, утвержденному директором учреждения образования.

   В течение учебного года библиотека оказывала помощь в образовательном, информационном, воспитательном процессе школы. Обеспечивала учебный процесс, активно содействовала образованию, обучению, воспитанию и развитию обучающихся. Стремилась обслуживать всех потенциальных пользователей внутри школьного сообщества и удовлетворять конкретные потребности целевых групп. В течение года велось привлечение школьников к информации путем проведения различных мероприятий. Библиотека осуществляла работу совместно с педагогическим коллективом. Регулярно оказывалась помощь учащимся и педагогам в подготовке к различным мероприятиям, в проведении классных и информационных часов, школьных праздников.

    Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке».

   Читатели получают во временное пользование печатные издания из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях.

   Учащиеся – это главная целевая группа пользователей библиотеки. Роль библиотеки заключалась в том, чтобы консультировать и обучать разным видам работы с книгой и создавать в библиотеке обстановку, которая обеспечивает необходимую поддержку.

   Большое внимание уделяется индивидуальной работе с читателями.

   Школьная библиотека регулярно оказывала учителям помощь в поиске необходимой информации для подготовки к урокам, а также в подборе материалов для проведения методических объединений и педагогических советов. Проводилась информационная работа с методическими объединениями библиотекарей, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий к новому учебному году, постоянно осуществлялось информирование учителей о новой учебной и методической литературе, предметных журналах путем оповещения в Viber, а также в устной форме, систематически оказывалась помощь педагогам в работе с печатными изданиями.

   Библиотека регулярно принимает участие в заседаниях педагогического совета школы, в совещаниях при директоре и в методических объединениях библиотекарей на различные темы.

   Своевременно проводилось информирование о сборе необходимой документации для подтверждения льгот на оплату за пользование учебниками и учебными пособиями, сборе квитанций об оплате за пользование учебниками, проводилась индивидуальная работа по подбору художественной литературы для учащихся школы.

   Регулярно с обучающимися и их классными руководителями проводятся индивидуальные беседы по читательской задолженности и сохранности библиотечного фонда.

   В направлении справочно-библиографической работы проведены ознакомительные экскурсии по библиотеке для 1-ых классов.

   Проводился подбор литературы, сценариев, стихов в помощь проведению предметных недель и школьных мероприятий. Составлялись информационные списки литературы, рекомендованной для чтения.

   В течении учебного года  обновлялась информация на библиотечной странице сайта школы.

   Ведется работа на основе программного комплекса «Библиограф».

   В течение учебного года своевременно проводилась работа по комплектованию библиотечного фонда, обработке новых поступлений литературы.

   Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей: младшего школьного возраста; среднего школьного возраста; старшего школьного возраста; учебниками и учебными пособиями, электронными пособиями для учебной и внеурочной деятельности

   Фонд учебников расположен в отдельном помещении. Расстановка произведена по классам. Процент обеспеченности школьными учебниками в  учебном году составил 100% благодаря доставке учебников централизованно, из фонда РУМК, также  мы, библиотекари, лично доставляли учебники из других школ. 

   Вся поступившая в библиотеку литература своевременно регистрируется в учётных печатных и электронных формах, накладные собираются, ведутся книги суммарного учета. В начале и в конце учебного года по графику проходят выдача/сдача учебников по классам.

   Активно велась работа по обеспечению сохранности фонда. Контролировался своевременный возврат в библиотеку выданной литературы, регулярно осуществлялся ремонт книг с привлечением учащихся в каникулярное время, обеспечивался требуемый режим систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда, организовывались санитарные дни (последняя пятница месяца).

   Своевременно оформлялась подписка учителей на издания периодической печати с учетом современных задач учебного и воспитательного процессов. Осуществлялся контроль за своевременной доставкой изданий периодической печати.

   Ведется работа по составлению электронного каталога с помощью программного комплекса «БиблиоГраф».

   Большое внимание при работе с читателями обращается на организацию информационной среды в библиотеке. Информационная среда - это не только фонд библиотеки, но и еще и окружающее учащихся определенным образом организованное пространство библиотеки. Большой выбор наглядных средств, яркие надписи выставок, красочные плакаты - все это привлекает юного читателя в школьную библиотеку, создает атмосферу радости общения.

   Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным мероприятиям. Также имеются постоянно действующие книжные выставки. Данная информация отражена в Дневнике библиотеки.

   За 2023/2024 учебный год было организовано и оформлено 46 выставок и тематических полок, с которыми познакомились и посмотрели 1267 посетителей библиотеки. Формы выставок были разнообразными (выставка-призыв, выставка к юбилейным датам, выставка-новинка, выставка-настроение, выставка-викторина).

   За отчетный год в библиотеке было проведено 41 мероприятие. Особой популярностью пользовались игровые формы работы. Это викторины, литературные конкурсы, игры.  Все мероприятия школьной библиотеки проводились с использованием информационных технологий, что способствовало популяризации чтения и росту позитивного имиджа библиотеки среди учащихся и учителей школы.

   Деятельность библиотеки осуществляется в тесном сотрудничестве со структурными подразделениями школы.

   Школьная библиотека активно сотрудничают с коллегами района. Регулярно производится обмен учебниками и учебными пособиями с оформлением соответствующей документации. На заседаниях районных методических объединений осуществляется обмен опытом с коллегами района по различным направлениям деятельности школьной библиотеки.

   Анализируя работу школьной библиотеки за 2023/2024 учебный год можно сделать следующий вывод: основные задачи, поставленные на учебный год, выполнены. Школьная библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки. Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, вела работу с читательским активом. Формировала у читателей навыки независимого библиотечного пользователя: обучала пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации. По-прежнему необходимо работать в направлении сохранности учебной и художественной литературы.

   Задачи, над которыми стоит работать в следующем году:

- обеспечение доступности, оперативности и комфортности получения информации пользователями библиотеки;

- оказание помощи пользователям в процессе образования, самообразования, формирования личности, развитии творческих способностей и воображения;

-  формирование информационной культуры и культуры чтения пользователей;

- осуществление всестороннего раскрытия фонда библиотеки с использованием различных форм индивидуальной и массовой работы;

- изучение опыта работы других библиотек с целью внедрения в практику работы библиотеки наиболее интересных форм библиотечных услуг.

поделиться в: