Профилактика насилия в семье

Государственное учреждение Столинский территориальный центр социального обслуживания населения (далее – ГУ «Столинский ТЦСОН») оказывает помощь жертвам насилия в семье


 

       Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении и упрочении заинтересовано общество и государство; в крепкой, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Однако вне общества, вне государства нет и семьи. Она является своеобразным зеркальным отражением общества. Все происходящие в нем изменения, как позитивные, так и негативные, тут же отражаются во внешней форме и внутреннем состоянии семьи, в ее психологическом и моральном климате, бытовых условиях, экономическом состоянии.

     Домашнее насилие происходит за закрытыми дверями, но оно, несомненно, является проблемой всего общества. Насилие в семье – наиболее распространенная форма насилия в отношении женщин. Согласно исследованиям, проведенным в ряде стран Всемирной организацией здравоохранения, до 70 % женщин хотя бы раз в жизни подвергались физическому насилию со стороны своего интимного партнера или мужа.

       Насилие в любой форме проявления неприемлемо для общества. Где есть насилие в семье – нет семьи.

      Во многих семьях, имеющих имидж добропорядочных, нередко совершается тихое насилие. Выявление таких фактов зачастую осложняется тем, что тот, кто ощущает такое насилие, боясь испортить репутацию семьи и разрушить видимость мнимого благополучия, не решается обратиться за помощью не только в государственные органы, но и к своим знакомым, родственникам и близким. Однако человеческое терпение не бесконечно, и порой спокойная, милая женщина, уставшая от мужа-тирана, или ребенок, над которым постоянно издеваются родители, становятся убийцами.

    Принимая во внимание латентность бытовых преступлений, сотрудники милиции уделяют жертвам семейного насилия особое внимание.

    По фактам домашнего насилия Вы можете сообщить по телефону круглосуточной телефонной линии: 8 (017) 367-32-32; на телефон общенациональной линии: 8-801-100-8-801 (работает ежедневно с 8:00 до 20:00); по телефону «102».

 

 

 

 

Телефоны экстренной помощи

развернуть

ПЕРЕЧЕНЬ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПСИХОЛОГО-психотерапевтическую ПОМОЩЬ оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Наименование учреждения

Контакты

Республиканский «Телефон доверия» для наркологических пациентов

«Телефон доверия»

Тел. 8-801-100-21-21

Республиканская телефонная "горячая линия" по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию - телефон доверия для детей и подростков

"Горячая линия"

Тел. 8-801-100-16-11

«Телефон доверия»

Тел. 8-017-263-03-03

Минский областной центр «Психиатрия-наркология»

г. Минск, ул. Петруся Бровки, 7

тел. +375 29 101‑73-73, +375 17 331‑84-96

ГУ «Брестский областной психоневрологический диспансер»

Адрес: г. Брест, ул. Советская, 13+375 16 221‑84-22,    +375 16 221‑54-71,

Круглосуточный телефон экстренной психологической помощи – тел. 40-62-26.

Пинский межрайонный наркологический диспансер

г.Пинск, ул. Рокоссовского, д.8

тел+375 16 532‑67-00,   +375 16 532‑67-04

ГУ «Брестский областной центр гигиены эпидемиологии и общественного здоровья»

г. Брест, пл. Свободы, 11 корпус «Б»

Телефон экстренной психологической помощи

тел. (8 0162) 21 54 29

Институт психологии учреждения образования «БГПУ им. М.Танка»

 г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13,

Тел. +375 17 369‑88-96

ГУО «Социально-педагогический центр Столинского района»

р.п. Речица, ул. Садовая, 15,
8-016-55-63-0-71.

8-016-55-23-3-47

ГУ «Столинский ТЦСОН»

Брестская область, г. Столин, ул. Горького, 4

Тел. 6-03-51

«телефон доверия» - тел. 8-029-820-14-45(круглосуточно),

телефон горячей линии 60-5-56.

УЗ «Столинская ЦРБ»,

врач-психиатр, каб. 75

г. Столин, ул. Дзержинского, 102,

2-27-52

Давид-Городокская больница,

ф-л УЗ "Столинская ЦРБ",

нарколог-психиатр, каб. 20

г. Давид-Городок, ул. Советская, 40

2-86-84

 

Экстренная психологическая помощь по Республике Беларусь:

 

Название города

Код

Номер телефона

Время работы

Брестская область

г. Брест

80162

255727

круглосуточно

Витебская область

г. Витебск

80212

616060

круглосуточно

Гомельская область

г. Гомель

80232

315161

круглосуточно

Гродненская область

г. Гродно

80152

170

круглосуточно

г. Минск

для взрослых

8017

2904444

круглосуточно

для детей

8017

2630303

круглосуточно

8-801-100-1611

круглосуточно

Минская область

 

8017

2020401

круглосуточно

 

8029

899-04-01

круглосуточно

Могилевская область

г. Могилев

80222

473161

круглосуточно

 

Любому человеку, страдающему от наркотической, алкогольной или никотиновой зависимости нужна поддержка.

ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ КООРДИНАТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ГДЕ МОЖНО НАЙТИ КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ПОМОЩЬ.

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ - 8-017-202-04-01 Минский областной клинический центр "Психиатрия - наркология"

ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В Г, МИНСКЕ (КРУГЛОСУТОЧНО)

8-017-290-4444

8-017-315-0000

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ 8-801-100-21-21 ГУ "РНПЦПЗ" экстренная психологическая помощь для наркологических пациентов

свернуть

Профилактика жестокого обращения с детьми, а также выявление семей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, защита прав и законных интересов детей в рамках Декрета № 18 (информация для педагогов)

развернуть

При возникновении подозрения на насилие специалисты должны (если возникают подозрения о возможности насилия над ребенком, а также при первичном контакте с потерпевшим, специалисту не следует делать поспешных выводов необходимо предпринять определенные действия;  при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенку, следует незамедлительно инициировать тщательную проверку достоверности

предположений): 1. Постараться поговорить с самим ребенком, внимательно выслушать его. Верьте ребенку, если он вам открылся, и окажите ему поддержку. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей. 2. В обязательном порядке поговорить с родителями или лицами, их заменяющими. 3. Обратиться в медицинское учреждение  для полученных повреждений, оказания необходимой помощи ребёнку. 4. Подключить к решению проблемы милицию или сотрудников следственного комитета.

Психологическая помощь детям в случаях насилия должна оказываться подготовленными специалистами, которые  могут оказывать  помощь при различных видах насилия, не во вред  себе (важно установить собственное отношение к данной проблеме, чтобы не столкнуться с значительными трудностями). Условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия,  является  два  важных  этапа:

  • установить контакт, доверительные и безопасные взаимоотношения с пострадавшим;
  • процесс реабилитации.

Психологическая работа направлена на преодоление отчужденности ребенка путем установления доверительного контакта и нейтрализации аффективного состояния, а в дальнейшем на коррекцию кризисного состояния и поведения.

В работе  с ребенком, важно учитывать следующее:

  1. Необходимо обратить внимание на речь ребенка. Часто язык, которым жертва насилия описывает произошедшее, шокирует взрослых, выходит

за рамки приличий. Специалист должен принять язык ребенка и в разговоре с ним использовать те же слова и названия, которые использует сам ребенок.

  1. При беседе с ребенком нельзя давать две противоречивые инструкции одновременно:

— говори обо всем, что случилось;

— не говори неприличных слов.

  1. Необходимо собрать информацию о ребенке, его семье, интересах, ситуации насилия. Однако во время беседы с ребенком следует использовать только те сведения, которые сообщает сам ребенок, ни в коем случае не оказывая на него давление намеками на то, что специалист «все знает и так».
  2. Утверждения, вопросы, вербальные и невербальные реакции взрослого должны быть лишены всякого оценочного отношения.
  3. Специалист, который намеревается проводить беседу с жертвой насилия, должен быть готов затратить на это столько времени, сколько потребуется, иногда это может происходить в течение нескольких часов.
  4. Место, где проводится беседа, должно быть удобным для длительной работы, приятным и комфортным для ребенка.
  5. Речь взрослого, тон его голоса должен быть спокойным, доброжелательным и деловым. Также не следует навязывать ребенку усиленный и непрерывный контакт глазами — это может его напугать. Кроме того, важно чутко откликаться на приемлемую для ребенка дистанцию между взрослым и ребенком.
  6. Необходимо быть очень осторожным с прикосновениями и такими

формами телесного контакта, как поглаживание руки, трепание по волосам,

прижимание к себе, которые дают хороший эффект при установлении контакта в обследованиях и беседах по другим поводам. В случае совершения сексуального насилия это может напугать ребенка.

  1. Во время рассказа ребенка нельзя перебивать, корректировать его

высказывания, задавать вопросы, которые предполагают вполне определенные ответы.

  1. Нельзя давать обещаний и говорить ребенку «все будет хорошо», поскольку воспоминания о насилии и, возможно, судебное разбирательство,

вряд ли будут приятны ребенку.

  1. В отдельных случаях необходимо заранее определить, кто будет беседовать с ребенком: мужчина или женщина, это зависит от того, кто был насильником. Если специалист чем-то напоминает насильника, это может значительно осложнить беседу.

Если ребенок сам рассказывает о насилии или же появившиеся у взрослого подозрения в ходе беседы подтверждаются, то очень важно записать все сведения, полученные о ребенке, а так же свои личные впечатления о его поведении, интонациях, проявлениях чувств и указать дату.

Психотерапия может проводиться в индивидуальной и групповой форме с использованием разнообразных методов: арттерапии, игротерапии, песочной терапии и других видов деятельности, естественных для  детей.

свернуть

Профилактика домашнего насилия в рамках Декрета № 18 (информация для родителей)

развернуть

Одним из важных направлений  в работе социально-педагогической и психологической  службы школы, классных руководителей является профилактика жестокого обращения с детьми, а также  выявление семей, где дети могут быть подвергнуты  насилию и жестокому обращению, защита прав и законных интересов детей в рамках Декрета № 18.

Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Республики Беларусь как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.

Выявлением семьи, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации.  Сведения о фактах жесткого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

  • состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
  • особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
  • низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
  • отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с классными руководителями и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и советы профилактики при необходимости  др.);
  • задолженность по платежам   за электричество, пользованием  жилого  помещения, коммунальные услуги;
  • заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

Насилие в семье – умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.  Насилие физической направленности довольно просто распознать, основываясь на данных медицинского заключения. Часто насилие в семье является следствием проявления мужского доминирования и агрессии.

Чаще всего от физического насилия страдают женщины и дети. Нередко супружеское избиение связано с алкоголем,  а человек в состоянии алкогольного опьянения  становится агрессивным.  Такая  проблема в семье опасна тем, что наносится неисправимый вред психологическому и  физическому здоровью, а также может привести к несчастным смертельным случаям.

Сексуальное насилие– это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Причины насилия в семье могут возникать вследствие мужской неудовлетворенности собой, своей жизнью, неспособностью справляться с трудностями.

 

Психическое (эмоциональное) насилие– это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К такой форме насилия относятся:

-        открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

-        угрозы в адрес ребенка в открытой форме, шантаж;

-        моральное запугивание  с употреблением слов вульгарного характера

-        замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

-        преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

-        ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

-       однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

-       уничтожение бытовой техники,  детских игрушек, мебели  на глазах у детей;

-       принуждение наблюдать за шокирующими сценами.

Пренебрежение нуждами ребенка– это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Сюда можно отнетси:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми;
  • неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
  • безработица, постоянные финансовые трудности;
  • постоянные супружеские конфликты;         
  • статус беженцев, вынужденных переселенцев;
  • низкий уровень культуры, образования;
  • негативные семейные традиции;
  • нежелательный ребенок (нежелательная беременность);
  • умственные или физические недостатки ребенка;

Дети, воспитывающиеся в семьях, где имеются  несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников.

 Куда обратиться за помощью?  Если необходимо немедленное реагирование, то следует обратиться в милицию. Однако пока вы самостоятельно не примите окончательное решение, что больше не хотите быть жертвой, ничего не изменится, и никто вам не сможет помочь. Не стоит пренебрегать общением с близкими и друзьями. Даже если они не в состоянии помочь, вы можете получить психологическую поддержку, понимание и возможность выговориться.

Существуют специализированные организации, направленные на оказание помощи пострадавшим от насилия  в семье. На информационном стенде а также  сайте школы, вы сможете найти  номера телефонов педагогов-психологов района,  антикризисной группы созданной на базе СПЦ, психологов центра «Диалог», круглосуточные  телефоны «горячих линий» для пострадавших от домашнего насилия, куда можно обраться за помощью.  Также  в целях оказания помощи  в ГУ «Столинского территориального центра социального обслуживания населения»  функционирует «кризисная» комната.

 

свернуть

Воспитание ненасилием в семье

развернуть

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример всему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

Все то от них, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным-пьяна.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за слова свои в ответе

И за дела: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

(Себастьян Брандт,

средневековый поэт)

 

     Ребенок — Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви доста­ется нашим самым любимым людям.

       Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от фи­зического насилия и психического давления со стороны взрос­лого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, кри­ку, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в ус­ловиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого чело­века. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораз­до больше способствует гармоничному росту и всесторонне­му развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ребенком.

       Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раз­дражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ниче­му его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

      Наказывая своего ребенка физически, родители наивно пола­гают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.

      Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

— страх;

— возмущение, протест;

— обиду, чувство оскорбленное, жажду мести и компенсации;

— разрушение «нравственных тормозов»;

— стремление к обману, изворотливость;

— потерю способности к здравому рассуждению;

— ребенок перестает видеть границу между добром и злом,
между «можно» и «нельзя»;

— агрессивное поведение;

— снижение самооценки;

— ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

     Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает за­держку их психического и социального развития. Важно не допус­тить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ре­бенка и его родителей, когда ребенок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хоро­шие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сде­лать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.

     Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их — дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

 

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно приме­нить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следу­ющие рекомендации:

1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услы­шать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.

  1. Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.
  2. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.
  3. Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
  4. Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
  5. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
  6. Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
  7. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
  8. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?

Желаем успехов в трудном деле воспитания детей! Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!

 

 

 

 

 

 

свернуть