Рекомендации педагогам

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК СООБЩАЕТ О НАСИЛИИ НАД НИМ

развернуть

Когда ребенок рассказывает вам о насилии

(Памятка для педагогов)

  1. Отнеситесь к ребенку серьезно.
  2. Попытайтесь оставаться спокойными.
  3. Успокойте и поддержите ребенка словами:
  • «Хорошо, что ты мне сказала. Ты правильно сделала»
  • «Ты в этом не виновата»

•  «Не ты одна попала в такую ситуацию, это случается и с другими детьми»

  • Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».

       Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него (он может оказаться членом семьи, родителем или опекуном).

       Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.

       Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить (например: «Твоя мама не расстроится» или: «С тем, кто тебя обидел, ничего не сделают»).

Если ребенок говорит об этом в классе

  1. Покажите, что вы приняли это к сведению (например: «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом  позже»), и смените тему.
  2. Организуйте разговор с ребенком наедине и чем скорое, тем лучше (например, на ближайшей перемене, в перерыв для обеда).
свернуть

Общие признаки суицидального риска

развернуть

 

1.Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.
2.Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги. Существуют веские свидетельства, что подобные эмоциональные колебания являются предвестниками смерти.
3.Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый разговор с человеком.
4.Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны товарищей.
5.Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
6.Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Как показывает опыт, эта зловещая акция — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.
7.Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться человеку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
8.Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.
9.Угроза. Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности к суициденту, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, консультацию у специалистов.
10.Активная предварительная подготовка: собирание отравляющих веществ и лекарств, оставление боевых патронов, рисунки с гробами и крестами, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни.

 


 

свернуть

Рекомендации учителям -предметникам

развернуть

1.  Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.

2.  Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.

3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.

4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.

5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).

6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.

7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.

8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).

10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.

11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.

свернуть

Рекомендации классным руководителям 5-х классов

развернуть

Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе.

1.  На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.

2.  Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).

3.  Постоянно поддерживайте контакт с психологом и социальным педагогом.

4.  Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф. И. О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).

6.  Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).

7.  Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.

свернуть

 Рекомендации для педагога по процессу адаптации первоклассников

развернуть

1.Использовать в учебной деятельности задания и игры развивающего характера.

2. Использовать методы и приёмы, развивающие познавательные процессы детей повышающие мотивацию к учебному процессу.

3.Развивать кругозор учащихся не только через систему уроков, но и через     систему воспитательных мероприятий.

4.Рекомендовать родителям проведение специальных упражнений дома и проведение профилактического лечения при наличии хронических заболеваний, особенно нервной и сердечно-сосудистой систем.

5.Применять методики развивающие произвольность психических функций и гармонизирующие эмоционально - волевую сферу, поведенческие реакции: снижение уровня тревожности, гиперактивности, утомляемости.

6. Способствовать созданию доброжелательной, благоприятной атмосфере в классе, формируя позитивное       отношение к учению.

7.Использовать «ситуацию успеха» в учебной деятельности  каждого ученика.

8.Развивать дисциплинированность, терпение к недостаткам других людей.

свернуть

Профилактика профессионального выгорания педагогов

развернуть

Профилактика профессионального выгорания педагогов.

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.    Это комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии.                                                                                                                                                 Симптомы профессионального “выгорания”

Е. Махер (1983г.) разработал симптомокомплекс качеств, характеризующих состояние и поведение человека, подверженного синдрому «эмоционального выгорания»:

  1. Усталость, утомление, истощение, бессонница.
  2. Негативное отношение к людям.
  3. Негативное отношение к работе.
  4. Негативная «Я-концепция».
  5. Пренебрежение исполнением своих обязанностей.
  6. Злоупотребление табаком, кофе, алкоголем, лекарствами.
  7. Отсутствие аппетита или переедание.
  8. Агрессивные чувства, раздражительность.
  9. Тревожность, депрессия, страх
  10. Усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия).
  11. Переживание чувства вины.
  12. Переживание несправедливости.

Эмоциональное выгорание не возникает внезапно. Это процесс, развивающийся во времени,  носит поэтапный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие высокой установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Первая стадия - забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В эмоциональной сфере наблюдается приглушение эмоций, сглаживанием остроты чувств. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе.  Исчезают положительные эмоции. Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. В сфере взаимоотношений появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи.

В зависимости от величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста или руководителя первая стадия может формироваться в течение трех-пяти лет.

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (как на работе, так и дома, и с друзьями). Происходит  нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний).  На этой стадии появляются проблемы во взаимоотношениях: неприязнь и с трудом скрываемая антипатия к отдельным коллегам, ученикам, родителям,  которая перерастает во вспышки раздражения, человек «заводится», как говорят, с вполоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия - собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, ощущение постоянного отсутствия сил эмоциональное безразличие, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни, стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

Анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию.

СТРАТЕГИИ САМОПОМОЩИ

Мы оговорили внешние и внутренние факторы вызывающие эмоциональное выгорание.

Чтобы преодолеть выгорание необходимо обладать такой характеристикой личности, как стрессоустойчивость.  Сохранение или повышение стрессоустойчивости связано с поиском также  внешних и внутренних ресурсов.

Эти ресурсы подобны иммунитету, имея который можно избежать не только синдром выгорания, но и других негативных сторон профессии и современной жизни.

Внешние (социальные) ресурсы противодействия профессиональному выгоранию.

К этим ресурсам относится сфера профессиональной деятельности, семейной жизни и свободного времени.

Практика показывает, что реже подвержены выгоранию те люди, которые получают положительные эмоции и поддержку в семье, располагают кругом надежных друзей, имеют стабильную и привлекательную работу, предоставляющую возможность для творчества, и имеют “отдушину” в виде хобби или какого – то увлечения.

Полезно общаться не только на работе или дома, но и создавать «Клубы по интересам».

Человек, имеющий ограниченные внешние ресурсы для успешного противодействия факторам “выгорания”, должен иметь сильные внутренние ресурсы.

К внутренним ресурсам относят: качества, умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, способности. Они дают возможность человеку быть более адаптированным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни.

К каким качествам, умениям и навыкам  необходимо стремиться?

Замечено, что оптимистичные и жизнерадостные люди выгорают меньше.

Помогает высокая самооценка, уверенность в себе, открытость, общительность, самостоятельность, стремление опираться на собственные силы, высокая мобильность, гибкость мышления и поведения.  Важно иметь опыт успешного преодоления профессионального стресса, конфликтов.

Предотвращает выгорание хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).

Педагогу необходимо усвоить навыки саморегуляции.

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Способы саморегуляции:

— смех, улыбка, юмор (лыбка и веселое настроение делают свое благородное дело – вытаскивая человека из состояния эмоционального напряжения);

— размышления о хорошем, приятном;

— различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

---управление дыханием;

— рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

— мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

— вдыхание свежего воздуха;

— чтение стихов;

---самоодобрение, самоприказы, самопрограммирование;.

   В завершении хотелось бы сказать, что не следует считать “выгорание” чем-то неизбежным. Нужно предпринимать определенные шаги по профилактике, которые могут предотвратить, ослабить и исключить его возникновение. Нужно пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолеть жизненные и рабочие стрессы. Если степень “выгорания” высока, наряду с приемами “самопомощи” целесообразно обратиться за поддержкой к специалистам-психологам.

     А теперь — самоподдерживающий прием (женщины примут его скорее, чем мужчины!).

Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом неплохо, если вы улыбнетесь себе!

 

свернуть